Жизненный Путь Андрея Болконского

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального pdf-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

31 4. Подумайте над вопросом: как мог примирить Достоевский свою глубокую религиозность с увлечениями утопическим социализмом? 5. Подготовьте рассказ о тех переменах, которые произошли с Достоевским на каторге, используя материал учебника и автобиографические мотивы в «Записках из Мертвого дома». 6. Попытайтесь кратко сформулировать основные положения «почвеннической» программы Достоевского. 7. Объясните, какие события в общественной жизни конца 1860-х годов повлияли на возникновение замысла романа «Преступление и наказание». 8. Из разных высказываний Раскольникова в романе проясните и передайте суть той идеи, которая взяла пленила героя. Проследите по тексту романа, что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы. 9. Обратите внимание на страницы, посвященные жизни «униженных и оскорбленных» (Мармеладов и его семейство) и «сильных мира сего» (Лужин, Свидригайлов), и покажите, как пе- тербургские впечатления укрепляют веру Раскольникова в правоту его идеи. Достоевский утверждал, что на его творчество оказала большое влияние поэзия Некрасова. Какие некрасовские мотивы встречаются в описании жизни «униженных и оскорблённых»? 10. Докажите на собственном анализе отобранных вами эпизодов романа субъективность и предвзятость порабощенного идеей взгляда Раскольникова на окружающую жизнь. Покажите на конкретных примерах, что душа Раскольникова всегда остаётся богаче и шире поработившей её бесчеловечной идеи. 11. Проанализируйте душевное состояние и поведение Раскольникова после страшного сна- воспоминания об избиении саврасой крестьянской клячонки. 12. Как объяснить, что он, сознательно решивший отказаться от чудовищного замысла, все- таки идет убивать старуху? В какие тайники фанатически одержимой души проникает здесь Достоевский? Ответы подтвердите анализом конкретных эпизодов романа. 13. Почему после преступления Раскольников оказался в полном разладе с окружающими его людьми (проследите процесс этого отчуждения, анализируя эпизод пребывания Раскольникова в полицейской конторе)? 14. Раскройте психологическую суть отношений Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем (как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»?). 15. Попытайтесь понять и объяснить с опорою на текст романа, какие противоположные побудительные мотивы тянут Раскольникова к общению с Сонечкой Мармеладовой. http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc 32 16. Как Раскольников рассчитывал объявить Соне о преступлении и что у него получилось? Покажите с привлечением текста романа, как христианская душа Сонечки опровергает «самозаконодательство» Раскольникова. 17. Обратите внимание на сон Раскольникова в финале романа: какие общественные болезни и эпидемии, угрожающие человечеству, пророчески угадал в этом сне Достоевский? 18. В чём видит Достоевский слабость современного «гуманизма» и какой рецепт спасения мира от нравственного разложения он предлагает? Дополнительные вопросы и задания по творчеству Достоевского на профильном уровне: 1. Какой философско-полемический смысл вкладывает Достоевский в драматический финал романа «Бедные люди»? 2. В чём заключается богоборческий, антихристианский смысл поработившей сознание Раскольникова идеи? Почему Достоевский включает в роман «Преступление и наказание» демонические, лермонтовские мотивы? 3. Докажите, опираясь на статью Н. Н. Страхова о «Преступлении и наказании», что трактовка мотивов преступления Раскольникова Писаревым нуждается в существенной корректировке. 4. Объясните, почему именно автор «Преступления и наказания» тонко определил трагическую суть героя романа Тургенева «Отцы и дети» – «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его «нигилизм»? В чём сходство и различие Раскольникова и Базарова? 5. Н. Н. Страхов утверждает, что Достоевский в лице Раскольникова «взял нигилизм в самом крайнем его развитии». В чем состоит полемический смысл романа «Преступление и наказание», какова глубинная суть спора Достоевского с Чернышевским и всей революционной демократией? 6. Почему Н. Н. Страхов считает Раскольникова «истинно русским человеком»? Можно ли согласиться с той характеристикой русского национального характера, которую, вслед за Достоевским, даёт Страхов в конце своей второй статьи? 7. Проиллюстрируйте характеристику пушкинского гения, данную Достоевским, собственными примерами из творчества русского национального поэта. С какими положениями речи Достоевского о Пушкине вам хотелось бы поспорить? 8. Сформулируйте основные уроки, которые дают человечеству xxi века романы Достоевского. Вопросы и задания по творчеству Лескова на базовом и профильном уровне изучения: http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc 33 1. Подготовьте рассказ о детстве, юности и молодости Лескова. Покажите, какие жизненные впечатления нашли отражение в прочитанных вами произведениях писателя. 2. Раскройте причины конфликта писателя с петербургскими литераторами. Покажите, в чём судьба Лескова перекликается с судьбой Тургенева после публикации «Отцов и детей». 3. Подтвердите основные положения раздела «Художественный мир Лескова» собственными примерами из текстов прочитанных вами произведений и подготовьте сообщение на эту тему. 4. Раскройте с примерами из текста «Очарованного странника», как достигает Лесков общенационального звучания образа Ивана Флягина. 5. Дайте характеристику Ивану Флягину как рассказчику и художественно одаренному человеку. 6. Подтвердите собственными примерами из текста ваш рассказ об особенностях психического склада Ивана Флягина, о сильных и слабых сторонах его талантливой натуры. 7. Приготовьте развернутое сообщение об основных этапах жизненного пути Ивана Флягина и переменах в его характере. Дополнительные вопросы и задания по творчеству Лескова на профильном уровне: 1. Можно ли согласиться с приведённой в учебнике негативной оценкой Достоевским языка Лескова? Дайте обоснованный ответ на этот вопрос. 2. Объясните содержательный смысл хроникальной манеры повествования в прозе Лескова. Что роднит здесь писателя с Островским и Некрасовым как автором поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо»? 3. Определите фольклорные мотивы в тексте «Очарованного странника» и объясните их роль в произведении. Что общего в изображении характера человека из народа между Лесковым и Некрасовым – автором поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо»? 4. Какими собственными примерами и доказательствами вы можете опровергнуть приведенное в учебнике мнение Н. К. Михайловского об отсутствии единства в повести-хронике Лескова «Очарованный странник»? 5. Сопоставьте характеристику, данную Максимом Максимычем Печорину в главе «Бэла» (роман Лермонтова «Герой нашего времени»), с характеристикой, данной князю Иваном Флягиным. Что сближает этих рассказчиков и чем они отличаются друг от друга? В чём сходство и различие между Печориным и князем? http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc 34 6. Прочтите рассказ Тургенева «Конец Чертопханова» из «Записок охотника», впервые опубликованный в 1872 году, в момент работы Лескова над повестью-хроникой «Очарованный странник». Как подхватывает и видоизменяет Лесков в своём произведении тургеневские мотивы? Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина на базовом уровне изучения (обзор): 1. Составьте развёрнутый план рассказа о детстве, отрочестве и юности Салтыкова- Щедрина. Какие детские и юношеские впечатления повлияли на формирование сатирического таланта писателя? Какие впечатления вынес Салтыков из Вятской ссылки? 2. Сформулируёте главную проблему «Истории одного города» и подтвердите это конкретными примерами из текста произведения. 3. Расскажите, привлекая собственные наблюдения, о смешении времён, сатирическом гротеске, сатирической фантастике, сатирическом пародировании как основных художественных средствах, которыми пользуется автор в «Истории одного города». Раскройте их содержательный смысл. 4. Проследите по тексту противоречивые и парадоксально несовместимые характеристики, которые даёт автор городу Глупову, и докажите, что с помощью соединения несоединимого он добивается углубления и расширения масштаба своих сатирических обличений. 5. Покажите на конкретных примерах, как с помощью гротеска и фантастики сатирик делает явным тайное, как некоторые сатирические образы его приобретают пророческий смысл. 6. Подготовьте сообщение о тернистом пути писателя-сатирика. Дополнительные вопросы и задания по творчеству Салтыкова-Щедрина на профильном уровне (обзорное изучение): 1. Обрисуйте «административный бред» Угрюм-Бурчеева о городе Непреклонске в «Истории одного города». Нашёл ли этот «бред» реальное осуществление в истории человечества ХХ века? Приведите примеры, подтверждающие гениальность пророческих предупреждений и предчувствий Салтыкова-Щедрина. 2. Составьте рассказ об истории глуповского «либерализма» и попытайтесь определить, какие реальные факты из истории русского освободительного движения и какие конкретные лица, его возглавлявшие, нашли отражение в зеркале сатирических рассказов писателя об Ионке Козыре, Ивашке Фарафонтьеве, Алёшке Беспятове и ходоке Евсеиче. 3. Познакомьтесь с трактовкой финала «Истории одного города», данной в учебнике. Подумайте, не оставляет ли автор свободу читателю по-разному трактовать этот финал? 4. Проанализируйте эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым и объясните его символический смысл. http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc 35 Вопросы и задания по творчеству Л. Н. Толстого на базовом и профильном уровне: 1. Пользуясь учебником и рекомендациями учителя, подготовьте рассказ о детстве, отрочестве и юности Льва Толстого. Обратите внимание на освещение следующих важных для понимания мировоззрения писателя вопросов: Почему Толстой запомнил на всю жизнь детскую игру в «муравейных братьев»? Как сказалась христианская атмосфера дома Толстых в произведениях писателя и его мировоззрении? Какие уроки отроческих и юных лет нашли отражение в творчестве Толстого? Как повлияла на Толстого служба на Кавказе? 2. Подготовьте сообщение «Счастливая, невозвратимая пора детства» по первой части трилогии Толстого «Детство», «Отчество», «Юность». Постарайтесь при этом ответить на следующие вопросы: К каким открытиям в особенностях душевной жизни человека пришёл Толстой в повести «Детство»? В чем видит писатель преимущество детского мировосприятия? 3. Расскажите об участии Толстого в Крымской войне и обороне Севастополя, о «Севастопольских рассказах» как итоге этого периода в жизни и творчестве писателя. При подготовке обратите внимание на следующие вопросы: Как изменились взгляды Толстого в период Крымской войны? Почему «Севастопольские рассказы» можно считать вступлением к «Войне и миру»? Что такое «диалектика души» и как она переходит в «диалектику характера»? Как связана «диалектика души» с основами христианских убеждений Толстого? 4. Какие современные проблемы волновали Толстого в период работы над «Войной и миром»? 5. Подготовьте сообщение о жанровом своеобразии «Войны и мира», обратив внимание на особый характер связи «частного» и «исторического» в романе-эпопее? 6. Подготовьте выступление на тему «Композиция романа-эпопеи «Война и мир». 7. Расскажите о взгляде Толстого на движущие силы истории. Покажите, опираясь на примеры из текста, два состояния общей жизни людей, проходящие через всё произведение Толстого, – жизнь «миром», «всем народом», в согласии с тысячелетними христианскими ценностями, и жизнь ничем не контролируемым эгоистическим инстинктом, стадом, толпой. 8. Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий. Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождём толпы? 9. Какую роль в «мысли народной» играют у Толстого семейные и христианские мотивы? 10. Какие ценности Толстой считает незыблемой и вечной мерой измерения хорошего и дурного, отвергающей всякие претензии великой личности на неизмеримость её дел и поступков? http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc 36 11. Проведите сопоставительный анализ жизненных путей Андрея Болконского и Пьера Безухова. Чем близки и чем далеки друг от друга эти герои? 12. Как изменяется характер князя Андрея от Аустерлица до Бородинского сражения и что в личности героя остается при этом неизменным? 13. Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею? 14. Какую роль в судьбе Пьера играет участие в Бородинском сражении и общение в плену с Платоном Каратаевым? 15. Чем христианская любовь к жизни Платона Каратаева отличается от христианского всепрощения князя Андрея? 16. Подготовьте рассказ о Наташе Ростовой, отобрав связанные с нею ключевые эпизоды романа-эпопеи. В ходе рассказа попытайтесь ответить на такие вопросы: Что отличает Наташу Ростову от интеллектуальных героев романа-эпопеи? В чем источник её обновляющей жизненной силы, действующей на Андрея и Пьера? 17. Каков смысл эпилога «Войны и мира»? 18. Охарактеризуйте «войну» и «мир» как два собирательных художественных образа, отражающих два универсальных состояния человеческого бытия. Дополнительные вопросы и задания по изучению Толстого на профильном уровне: 1. Используя материал учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу, составьте план ответа на вопрос о творческой истории романа-эпопеи «Война и мир». Объясните, почему Толстой начал роман-эпопею с 1856 года, а затем перeнёc действие к 1805 году? 2. Что отличает «Войну и мир» от эпических замыслов западноевропейских писателей (Бальзак, Золя)? Чем не похож характер человека в романе-эпопее Толстого на характеры героев классических западноевропейских романов (Князь Андрей в Бородинском сражении, Николай Ростов под Аустерлицем и Фабрицио Стендаля в битве при Ватерлоо)? 3. В чём сходство композиционного построения романа-эпопеи Толстого с поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова? 4. Л. Н. Толстой называл «Бородино» Лермонтова зерном «Войны и мира». Попытайтесь обосновать, почему? 5. Подготовьте сообщение об основах религиозно-этического учения Толстого, используя материалы учебника и рекомендации учителя. Что привлекает вас в проповеди Толстого и что вызывает сомнение или резкое неприятие? http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc 37 6. Расскажите о последних годах жизни Толстого, опираясь на учебник и на рекомендованную учителем литературу. Вопросы и задания по изучению творчества Чехова на базовом и профильном уровне: 1. Прочтите раздел учебника «Труд самовоспитания». Используя материал этого раздела и рекомендованную учителем дополнительную литературу, составьте рассказ о детстве и юности Чехова. Обратите внимание на следующие вопросы: Какое влияние на Чехова оказала русская классическая литература? Какие черты характера унаследовал Чехов от своих родителей, дедов и прадедов по материнской и отцовской линии? Какие впечатления детских лет оказали влияние на его личность и художественный талант? Что отличало Чехова от его братьев? Какое влияние на творчество Чехова оказала учеба на медицинском факультете Московского университета и последующая практика врача? 2. Прочтите раздел учебника «Ранний период творчества Чехова». Используя собственные примеры из прочитанных вами рассказов писателя первой половины 80-х годов, дайте характеристику чеховской юмористической прозы. При подготовке ответьте на такие вопросы: Чем отличаются ранние чеховские рассказы от юмористической беллетристики его современников? Каковы особенности юмора раннего Чехова? 3. Подготовьте рассказ «В поисках живой души». Составьте развернутый его план, опираясь на раздел учебника «Творчество Чехова второй половины 80-х годов». Проиллюстрируйте основные направления поисков Чехова этого периода собственными примерами из прочитанных вами рассказов. 4. Объясните, почему Чехов предпринял путешествие на остров Сахалин? На примере целостного анализа рассказа Чехова «Студент» покажите, что нового появилось в художественном мироощущении Чехова после этого героического путешествия. 5. Какие новые мотивы появляются в зрелом творчестве писателя 90-х – начала 900-х годов? В чем заключается смысл афоризма одного из героев Чехова этого периода – «никто не знает настоящей правды»? В чем своеобразие обращения Чехова к типичным для литературной традиции его предшественников общественным проблемам? 6. На материале анализа «Человека в футляре» покажите, какие перемены произошли в реализме позднего Чехова (при подготовке используйте главку учебника «Маленькая трилогия»). 7. Как удается Чехову историю всей жизни человека, являвшуюся предметом романа, передать в тесных пределах короткого рассказа? Попытайтесь ответить на этот вопрос, прочитав http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc 38 главку учебника «От Старцева к Ионычу». Покажите из собственных наблюдений над текстом, как через краткую, но ёмкую художественную деталь Чехов передаёт богатое жизненное содержание. 8. Что нового внес Чехов 90-х годов в изображение народной жизни (повести «Мужики» и «В овраге») по сравнению с литературной традицией предшественников? Какие оптимистические ноты, пробивающие серые будни и бездуховность деревенского существования, зазвучали в этих рассказах? 9. На основе раздела учебника «Особенности художественного мироощущения Чехова» с привлечением собственных примеров из знакомых вам произведений писателя подготовьте сообщение о своеобразии его коротких рассказов. Постарайтесь дать ответы на следующие вопросы: Как повлияла на мироощущение Чехова эпоха 80-х годов? Каковы существенные особенности чеховского реализма? 10. Перечитайте раздел учебника «Общая характеристика «новой драмы». Используйте об- щие положения этого раздела конкретным анализом пьесы Чехова, прочитанной вами. 11. Составьте план ответа на вопрос об исторических истоках новой драмы Чехова. При подготовке используйте соответствующий раздел учебника. 12. Используя материал учебника и анализ лирической комедии «Вишневый сад», сделанный на уроках или самостоятельно, подготовьте целостный разбор этой пьесы, предполагающий ответы на следующие вопросы: В чем жанровое своеобразие «Вишневого сада»? Как достигает Чехов двойственного освещения всех действующих лиц пьесы и какой смысл имеет у него этот художественный прием? Что привлекает и что настораживает вас в старых хозяевах вишневого сада? Можно ли видеть в Лопахине истинного хозяина жизни? Почему оптимистические речи Пети и Ани не вызывают читательского и зрительского доверия? Какой глубинный, внутренний конфликт, переживаемый всеми героями без исключения, приглушает их борьбу за вишневый сад? Дополнительные вопросы и задания по творчеству Чехова на профильном уровне: 1. Покажите, как переосмысливает Чехов традиционные темы, образы и сюжетные мотивы русской классической литературы( Чехов и Гоголь, Чехов и Салтыков-Щедрин)? 2. Анализируя перемены в творчестве Чехова второй половины 80-х годов, объясните, почему Чехову не удается написать роман, в чём своеобразие народной темы в рассказах Чехова этой поры, почему Чехова привлекает мироощущение ребенка, в каких группах рассказов наиболее ощутимо влияние на Чехова творчества Толстого? 3. Прочтите раздел учебника «Рассказы о людях, претендующих на знание настоящей правды» и подготовьте развернутый анализ «Дома с мезонином», сосредоточив внимание на http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc 39 следующих вопросах: Как относился Чехов к идеям либеральных народников? Какие две общественные позиции сталкиваются в повести «Дом с мезонином»? Кто их представляет? Охарактеризуйте художника и Лиду Волчанинову. В чём символический смысл финальной фразы повести: «Мисюсь, где ты?» 4. Используя раздел учебника «Трагедия доктора Рагина» и собственные наблюдения над художественным текстом, подготовьте анализ чеховского рассказа «Палата № 6». Обратите внимание на следующие вопросы: Образ сторожа Никиты – реальность или символ? В чём причина болезни Громова? В чём смысл противопоставления Рагина и Громова? (Проанализируйте их беседы). Как вы прокомментируете оценку чеховского рассказа «Палата № 6», данную Лесковым? 5. Подготовьте сообщение на тему «В чём трагедия доктора Дымова?» (по рассказу «Попрыгунья»). 6. Используя самостоятельно подобранную дополнительную литературу по творчеству Чехова, подготовьте сочинение на тему «Любовь изменила их обоих» (по рассказу «Дама с собачкой»). 7. Дайте целостный анализ «маленькой трилогии» Чехова, обращая внимание на следующие вопросы: Как осуществляется связь рассказов в «маленькой трилогии»?. Какие темы затрагивает А. П. Чехов в «маленькой трилогии»? Как вы понимаете выражение «футлярность» существо- вания? Герой какого рассказа трилогии напоминает персонажей Салтыкова-Щедрина? В чём их сходство? Почему пугливый Беликов держал в течение 15 лет в страхе и гимназию, и весь город? Что такое «беликовщина»? Исчезает ли «беликовщина» со смертью учителя греческого языка? Чем сходны образы Беликова и Чимши-Гималайского? В чем А. П. Чехов видит основу зла в своих рассказах? Что смешного и что трагичного находите вы в «маленькой трилогии»? Какие герои в ней счастливы, а какие несчастны? Любит ли автор своих счастливых героев? В чём особенности композиции «маленькой трилогии»? 8. Прочтите главку учебника «Особенности поэтики новой драмы». Запишите в тетради основные признаки, отличающие чеховскую драму от классической русской и европейской драмы. Подготовьте ответ на этот вопрос, привлекая собственные примеры из прочитанных вами пьес Чехова. Подтвердите общую характеристику четырехактной композиции пьес конкретными примерами целостного анализа пьесы Чехова (по выбору). 4. Примерный тематический план (Базовый уровень) http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc 40 Учебная цель Теоретические Приёмы работы № Темы уроков понятия п/п Первое полугодие 48 часов Познакомить Историко- Работа с учебником и 1 Введение. Русская учащихся с литературный дополнительной литература в контексте ключевыми процесс литературой мировой культуры. особенностями Основные темы и развития русской проблемы русской литературы на литературы 19 в. этапе её Литературное Анализ статей 2 Становление и развитие национального направление, учебника. Подбор русского романтизма в самоопределения. течение. примеров. Работа с первой четверти 19 века. Романтизм дополнительными Русская литература 2-й источниками половины 20-40-х гг. на путях от романтизма к реализму. Особенности русского романтизма А. С. Пушкин. 7 ч. Повторить и Поэзия, Выразительное 3 Романтические мотивы обобщить на лирические чтение, заучивание лирики 1820-х годов. новом уровне жанры, ритм, наизусть. «Погасло дневное знания учеников о рифма, строфа. светило…», «Подражание творчестве Корану», «Свободы сеятель Пушкина. пустынный…» Раскрыть связь Элегия, послание, Дифференцированный 4 Философская глубина и идейных исканий сонет. и комплексный анализ художественное русской лирики. совершенство лирики литературы №№ 18,201 Пушкина 30-х гг. «Элегия», реалистического «Вновь я посетил…». периода с пушкинским Изобразительно- Составление устного 5 Художественное наследием. выразит. средства и письменного отзыва своеобразие пушкинской Продолжить в лирике. Тема. о стихотворении. лирики, универсальность наблюдения над Идея. поэтического языка. особенностями Лирич.герой. (Стихотворения по выбору) русского понимания Проблематика. Выразительное 6 гуманности, Поэма «Медный всадник». Историзм. чтение. Образ Петра во проявляющимися Сопоставительный в литературе 19 вступлении и в основном анализ эпизодов. тексте поэмы века. Продолжить обучение приёмам «Бедный» Евгений и Конфликт. Образ Анализ средств 7 «державный исполин». анализа автора, авторская воплощения Смысл их противостояния. поэтический позиция. авторской позиции Авторская позиция и произведений. (лирические способы её выражения в отступления, поэме эмоционально- 1 Здесь и далее указываются номера «Вопросов и заданий» соответствующих глав учебника. http://old.prosv.ru/metod/lebed.doc
Источник: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/942/27942/11164/page4